[an error occurred while processing this directive]
 
Культура чистых идей
Иммануил Кант (цитаты)
МЕТАФИЗИКА
КАНТИАНСТВО
ФИЛОСОФИЯ
ГHОСЕОЛОГИЯ
ДИДАКТИКА
ДИАЛЕКТИКА
МАТЕРИАЛИЗМ
АТЕИЗМ
ШАРЛАТАHОЛОГИЯ
ЛОГИКА
HООЛОГИЯ
И.Кант КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА
Гостевая
Контактная информация
  Всего страниц: 1
  Страница: 1
  
Всего записей: 2  

06.01.06
22:08:10
От: Andrey_Panow
Тема: мысль
  •  "Штудиpование философских тpактатов не может сделать человека философом".



    Мысль по содеpжанию, pазумеется, не моя, но хотелось выpазить её наиболее лаконично.

  • E-mail: Andrey_Panow@p166.f465.n5030.z2.fidonet.org.ua

    24.08.05
    21:34:25
    От: Андрей
    Тема: Революция в способе мышления у Канта
  •  Почему именно "революция" в способе мышления , а не реформа мыслиться Кантом?

  • E-mail: fhilosofhpedagogik@e-mail.ru
     
    Ответ:
    Честно говоря не могу понять вопроса. Может быть в вопросе опечатка?

    По крайней мере где и что именно у меня говорится на эту тему?

    Семантическую же разницу между "революцией" и "реформой" отыскать

    можно. Революция предполагает слом чего-либо, а реформа именно

    преобразование, более эволюционный процесс. Кант безусловно

    революционер, а не какой-то там реформатор. И хотя Бог у него

    упоминается, фактически он просто-таки выдрал метафизику из цепких

    лап теологии, и перевёл эту самую метафизику в рамки строгой научной

    дисциплины, превратил в метафилософию, дисциплину равную математике.

    В результате, он, во-первых, чётко показал истоки мистического

    мышления, и неизбежность оного на определённых исторических этапах

    развития, и, во-вторых, выявилось главное, что до той поры, пока

    интеллектуальное и философское развитие людей не догонит технический

    прогресс, скатывание в мракобесие и рецидивы невежества будут

    неотвратимы и катастрофичны. Может быть, он изначально и пытался

    помирить философию и богословие, но покуда человек он слишком умный,

    то в результате вышел за рамки и разрушил старую мифологическую

    доктрину. Ни о каком реформировании мышления здесь речи быть не

    может. Произошло именно разрушение старого способа мышления.



    Tuesday, September 6, 2005, 1:11:09 AM, you wrote:

    Уважаемый Андрей Геннадьевич, большое спасибо за обращение и за письмо.

    На самом деле, для меня это очень важно, поскольку вся моя

    деятельность в этом направлении совершенно не востребована и, как

    правило, никакого отклика не вызывает. Порой возникает тоскливое

    ощущение изъяснения в пустоту, в никуда. Не с кем даже подискутировать,

    а без этого продвигаться вперёд и генерировать что-либо новое

    неимоверно трудно. Мне известно о существовании кантианского

    сообщества как в России, так и за рубежом, но возможности вступить с

    ними в контакт у меня не было. Кроме того, мой опыт общения с

    профессиональными философами, показывает, что чаще всего они вопросами

    метафилософии не владеют и рассуждать на эти темы не могут. Подобно

    тому как выпусники консерватории совершенно не ориентируются в

    теоретических вопросах полифонии, где нужно не только знать ноты, но и

    достаточно хорошо разбираться в психоанализе и философии, так и

    выпусники философских факультетов часто представляют из себя

    продвинутых энциклопедистов, а в аналитике они напротив, как правило,

    совершенно не сильны. Это и неудивительно, если учесть, что обычно на

    философские специальности поступают гуманитарии, можно сказать

    поэты-лирики, а для освоения метафилософии необходим как раз

    аналитический ум, который в основном встречается у математиков. Здесь

    же можно вспомнить и слова Канта, который говорил, что философии

    обучить не возможно, - это или есть от природы, или нет. Знание же

    истории философии хотя и чрезвычайно важно, но подменить

    философствование как творческий продуктивный процесс, безусловно,

    не может. Не сбылись и надежды Канта на то, что ближайшие после него

    20 лет его теория превратится в прикладную дисциплину, будет

    разъяснена и получит дальнейшее развитие. Этого не случилось за 20

    лет, не случилось за 200, не происходит и сейчас. Не востребованные

    знания - верная дорожка в регресс, проявляния которого мы сейчас и

    имеем возможность созерцать. Я не могу, конечно, похвастаться

    безупречным знанием Канта, - "Критику" я штудирую уже несколько лет и

    пока что вопросов у меня остаётся гораздо больше, чем ответов. На 600

    страниц кантовского текста необходимо пожалуй 6000 страниц разъяснений

    и комментариев, а ведь их кто-то ещё должен написать. Только тогда

    может быть мысли Канта можно будет понять более-менее. К тому же, я не

    профессиональный философ, а инженер-механик. Философского образования

    не имею, если не считать институтского курса обучения. Увлечение

    философией связано скорее со складом ума, нежели с какими-либо иными

    обстоятельствами.



    Что касается вопроса о революции и реформе для Канта, то его

    революционность в сфере мышления мне совсем не удивительна, потому как

    таким уж образом устроен человек. Можно изучать физику "реформируя" и

    дополняя свой багаж знаний, продвигаться дидактически от простого к

    сложному, идти от простых моделей мира к более сложным, учитывая ту же

    силу тяжести не как незыблеммую константу, а уже как некоторую

    переменную, подчиняющуюся определённым не простым законам. Можно, но

    переход к постулатам теории относительности Энштейна полностью разрушает

    обыденное знание, начинает требовать принципиально иного мышления и

    подходов. Геометрия Лобачевского как бы разрушает привычную геометрию,

    да и вообще, высшая математика, в части дифференциального исчисления и

    бесконечно малых величин может вполне вывести неподготовленного

    человека из состояния психического равновесия. От начала времён

    человеку-разумному была необходима интеллектуальная "подпорка" в виде

    идола, фантома, божков или же одного божества. Без этого мистического

    "костыля" картина мира не замыкалась, оставались без ответов многие

    тревожащие вопросы, почва из под ног уходила. А как опять же осмыслить

    бесконечность, как понять абсолютный ноль, как сориентироваться во

    времени и пространстве? Понятно, что для этого нужен определённый

    мыслительный аппарат, а его изначально ведь и не было. Если лошади

    станут мыслить, то у них обязательно возникнет лошадиный Бог, и он

    непременно будет походить на лошадь. Учитывая, что по некоторым,

    существующим сегодня гипотезам, наши предки были стадами поголовно

    буйных шизофреников, можно не удивляться их неразвитости в плане

    аналитики. Напротив, невроз Иммануила Канта свидетельствует о

    качественно принципиально ином направлении мыслительной деятельности.

    Но взять и перенести мысли невротика шизофреникам может быть не то чтобы

    трудно, а может быть и невозможно. По крайней мере, без разрушения

    старого мышления. Ведь что происходит - это не просто обучение или

    ретрансляция информационного потока, - это деформация "Я", разрушение

    самоидентификации, уничтожение старой личности. Как здесь без

    роволюции? С социальными же взаимоотношениями картина может быть

    принципиально другая. Вы совершенно справедливо замечаете, что у

    некоторых из участников взаимоотношений революция в мышлении может уже

    произойти, но из этого также следует, что основная масса по-прежнему

    остаётся в рамках старого мышления. Тогда социальная революция

    становится невозможной. Это большевики наивно полагали, что можно

    совершить переворот, а уж потом подтянуть массы хоть до какого-либо

    приемлемого уровня. Не получилось, построили фикцию, гора родила мышь.

    Для начала нужно было хотя бы ликвидировать безграмотность, но и этого

    определённо не достаточно. Я говорю о том, что с первого класса

    общеобразовательной школы детям необходимо преподавать философию. Все

    10 лет обучения! Обязательных уроков должно быть не более 4 в день, и

    одним из предметов обязательно должна быть философия. Нужно не простую

    только безграмотность ликвидировать, а в первую очередь безграмотность

    философскую. Иначе тупик. И внутреннюю революцию тоже нельзя свершить

    силой, - человек должен сам прийти к пониманиям, правильно формируя свой

    внутренний мир от рождения или же сознательно отказавшись от своих

    прежних предубеждений. Что толку отрицать существование Бога, если

    взамен этого для индивида не приходит что-либо иное? Тем не менее,

    социальная революция возможна и должна произойти, но только как

    естественный эволюционный скачок на другую фазу развития, и только

    тогда, когда новое знание сначала становится общим достоянием,

    а затем, самое главное, становится основой нового мышления для всех

    или хотя бы для подавляющего большинства.

    В этом моя личная точка зрения. Не могу утверждать, что она в точности

    соответствует кантовским положениям, - не столь хорошо я знаю все труды

    Канта. Но было бы, действительно, крайне интересно, обратиться к

    первоисточникам и прочитать, что сам Кант говорил на эту тему. Если

    есть возможность выслать мне оригинальные цитаты, буду очень

    признателен. Всего доброго.


    Добавить запись
     Copyright © kantpanow@narod.ru